Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Наши дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»,- констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
1924 год — в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.
1948 год — Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.
1959 год — Декларация прав ребенка.
1989 год — Конвенция о правах ребенка.
1990 год — Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ - Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.
Реализация прав ребенка включает:
Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения.
Когда ребенку наносится физическая или психическая травма, последствия могут быть ближайшими и отдаленными. Впоследствии такие дети неспособны добиться, успехов в учебе, профессиональном труде, у них нарушается представление о себе, возникает ощущение беспомощности, как правило, они часто вовлекаются в преступную среду, у них возникают трудности в создании своей семьи.
Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам РФ ребенок имеет право на защиту от всех форм физического, и психического насилия, оскорбления или злоупотребления.
Право ребенка на здоровье
Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны стать все взрослые как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимыйдля физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».
Право ребенка на образование
Все программы дошкольного образования направлены на обеспечение в ДОУ прав ребенка. В выборе программы педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими педагогическими идеями, концептуальными положениями и разно-образными подходами к организации педагогического процесса в детском саду.
Статьи 28-2 Конвенций определяют право ребенка на образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.
Право ребенка на игру
«Игра - ведущая дёятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетной игре, где все условно, проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание.
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к окружающим. Индивидуальность — великий дар природы, но его легко уничтожить в детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою индивидуальность.
Реализация прав ребенка включает:
- Каждый ребенок имеет право на личную жизнь и свои тайны;
- Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать;
- Ребенок имеет право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством;
- Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая имя и семейные связи;
- Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь;
- Ребенок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту;
- Ребенок имеет право на бесплатное среднее образование и уважительное отношение к нему учителей;
- Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения;
- Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие;
- Ребенок имеет право на наиболее совершенное медицинское обслуживание;